Цветным методом

Результаты контроля КЦ методом зависят от пра­вильности выполнения каждой технологической операции. Но наи­более важной операцией, от качества выполнения которой в наи­большей степени зависит достоверность контроля, является пред­варительная очистка поверхности. При контроле деталей КЦ ме­тодом допускают в основном следующие ошибки:

— нс полностью удаляют лакокрасочные покрытия и поверх­ностные загрязнения; нередко для неопытного дефектоскописта поверхность промытой детали кажется чистой, но на самом деле деталь может иметь следы грунтовки, краски, тонкие пленки лака, клея, смолистых отложений; при нанесении проникающей жид­кости эти вещества окрашиваются в красный цвет, а после нане­сения проявляющей краски они образуют рисунки ложных дефек­тов или создают окрашенный фон, маскирующий рисунок дейст­вительных дефектов;

— после удаления лакокрасочного покрытия смывками не про­мывают детали растворителем марки 645, а затем ацетоном; при этом полости дефектов остаются заполненными малолетучими ве­ществами (формальгликолем, толуолом, нафталином, парафином и др.), которые препятствуют выявлению дефектов КЦ ме­тодом;

— после удаления лакокрасочного покрытия смывкой АФТ-1 детали вместо растворителя марки 645 и ацетона промывают бен­зином Б-70; бензин, смешиваясь с остатками смывки в полостях дефектов, вызывает коагуляцию и выпадание коллоксилина — компонента смывки АФТ-1; полости дефектов загрязняются обра­зовавшимися продуктами;

— детали от загрязнений и лакокрасочных покрытий необос­нованно очищают шлифовальной шкуркой вместо рекомендуемых растворителей; как отмечалось ранее (см. § 3.5), при такой очи­стке полости дефектов заполняются металлической и абразивной пылью, частицами загрязнений, снимаемых с поверхности детали; при очистке деталей из материалов с твердостью менее 40 HRC полости Дефектов перекрываются тонким слоем деформирован­ного материала; поэтому после очистки шкуркой дефекты могут быть не обнаружены;

— для обезжиривания применяют растворители марок 645, 646, 647, Р-4, Р-5 и другие без последующей промывки ацетоном и выдержки на воздухе в течение 15—20 мин; это приводит к за­полнению полостей трещин малолетучими веществами — компо­нентами растворителей, которые препятствуют проникновению в трещины красной проникающей жидкости и снижают чувстви­тельность контроля;

— красную проникающую жидкость наносят в один слой; при этом полости дефектов не полностью заполняются ею; после на­несения проявляющей краски контакт между нею и жидкостью возникает не сразу, что снижает скорость проявления дефектов; насыщенность окраски индикаторного рисунка уменьшается;

— для удаления с поверхности деталей красной проникающей жидкости ошибочно используют чистый керосин, бензин, ацетон или смывки вместо рекомендуемой жидкости МКС; при такой об­работке детали красная проникающая жидкость удаляется из по­лостей дефектов;

— красную проникающую жидкость удаляют с поверхности деталей не жидкостью МКС, а резинками; при этом полости де­фектов перекрываются мелкой резиновой и абразивной пылью; кроме того, на поверхности детали остаются следы засохшей не­удаленной проникающей жидкости, которые создают индикатор­ные рисунки ложных дефектов и окрашенный фон;

— не перемешивают белую проявляющую краску перед нане­сением ее на детали или при переливании из емкостей, в которых она хранится; за время хранения пигмент краски оседает, краска становится прозрачной, не образует белого фона на детали;

— белую проявляющую краску наносят кистью многократно в несколько слоев; рисунок выявляющихся дефектов при этом смазывается или исчезает совсем;

— детали с целью обнаружения дефектов осматривают сразу же после нанесения белой проявляющей краски, когда процесс проявления мелких и узких трещин находится в начальной стадии; только грубые дефекты проявляются сразу после нанесения краски; осматривать лопатки турбины и компрессора и некоторые другие детали с целью выявления дефектов следует не менее чем через 1 ч после нанесения краски;

— неправильно проверяют или вообще не проверяют качество дефектоскопических материалов на контрольных образцах; вслед­ствие этого контроль деталей может выполняться некондицион­ными материалами.